Понятие, значение и структура я – концепции



 

Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания, наполняющим самосознание содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом. Процесс самопознания происходит внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей.

Феномены самопознания затрагивают вопрос: как происходит самопознание; что уже усвоено или присвоено, превращено в "Я" субъект и в его личность, какие формы приобретают результаты этого процесса в самосознании.

Как научное понятие "Я" – концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть, потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему – самосознание. Но "Я" – концепция – понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Р. Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, серъезно занимавшийся вопросами самосознания, так определяет это понятие: "Я" – концепция – это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую "Я" – концепции часто называют образом "Я", или картиной "Я". Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. "Я" – концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем [4, с. 31].

"Я" – концепция формируется в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека – с самого детства до глубокой старости. Первоначальная зависимость "Я" – концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. С момента своего зарождения "Я"концепция становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах:

1. "Я" – концепция как средство обеспечения внутренней согласованности. Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями, приводят
к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. Существенным фактором восстановления внутренней согласованности является то, что человек думает о самом себе.

2. "Я" – концепция как интерпретация опыта. Эта функция "Я" – концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта, так как человеку свойственно строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретировать собственный опыт.

3. "Я" – концепция как совокупность ожиданий. "Я" – концепция определяет также и ожидания человека, то есть его представления о том, что должно произойти. Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом; считающие же, что они никому не нужны, не могут нравиться, либо ведут себя исходя из данной предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих. Многие исследователи считают эту функцию центральной, рассматривая "Я" – концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения.

Во многих психологических теориях "Я" – концепция является одним из центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения "Я" – концепции в целом, другие используют для обозначения ее отдельных элементов. Чтобы внести ясность в терминологию нашего исследования, мы будем пользоваться схемой, предложенной Р. Бернсом [4; с. 62], которая, по нашему мнению, с одной стороны наиболее полно отражает структуру "Я" – концепции, а с другой – упорядочивает терминологию, встречающуюся на страницах психологической литературы (см. рисунок).

На схеме "Я" – концепция представлена в виде иерархической структуры. На ее вершине располагается глобальная "Я" – концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. Человек с одной стороны, обладает сознанием, а с другой – осознает себя в качестве одного из элементов действительности, У. Джеймс первым из психологов начал разрабатывать проблематику "Я" – концепции, рассматривая при этом глобальное, личностное Я (Self) как двойственное образование, в котором соединяются "Я" – сознающее
(I) и "Я" – как объект (Me). Это – две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт, а другая – содержание этого опыта ("Я" – как объект). Однако не следует забывать об условности такого разграничения, которое, в сущности, является лишь удобной семантической моделью. Невозможно представить себе сознание, лишенное содержания, как и содержание психических процессов, существующих в отрыве от сознания. Поэтому в реальной психической жизни эти элементы настолько слиты, что образуют единое, практически нерасторжимое целое. "Я" – как объект существует лишь в процессах сознавания и является содержанием этих процессов постольку, поскольку человек может сознавать самого себя. Разделять результат и процесс рефлексивного мышления мы можем только в понятийном плане; в психологическом плане они существуют слитно [4].

Как мы видим из определения Р. Бернса, в "Я" – концепции выделяются описательная и оценочная составляющие, что позволяет рассматривать "Я" –концепцию как совокупность установок, направленных на себя. В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента:

 

 


Структура "Я"-концепции

1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).

2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оце-ночная составляющая).

Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).

Применительно к "Я" – концепции эти три элемента установки конкретизируются следующим образом:

1. Образ Я – представления индивида о самом себе.

2. Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа "Я" могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом "Я" и самооценкой.

Рассмотрим несколько подробнее эти три основные составляющие
"Я" – концепции:

1. Когнитивная составляющая "Я" – концепции, или образ "Я". Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются они на объективном знании или субъективном мнении. Предметом восприятия человека могут, в частности, стать его тело, способности, социальные отношения и множество других личностных проявлений. Конкретные способы самовосприятия, ведущие к формированию образа "Я", могут быть самыми разнообразными. Описывая самого себя, человек прибегает обычно к помощи прилагательных: "надежный", "общительный", "сильный", "красивый" и т.д., которые, по сути, являются абстрактными характеристиками, никак не связанными с конкретным событием, тем самым человек в словах пытается выразить основные характеристики своего привычного самовосприятия. Эти атрибутивные, ролевые, статусные, психологические и другие характеристики можно перечислять до бесконечности. Все они составляют
иерархию по значимости элементов самоописания, которая может меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта человека или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания – это способ охарактеризовать себя, неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт. Извечный вопрос о том, может ли человек познать самого себя, насколько объективна его самооценка, отвечает ли истинности образ "Я", правомерен ли относительно его когнитивного компонента. Причем и здесь нужно учитывать, что всякая установка не отражение объекта самого по себе, а систематизация прошлого опыта взаимодействия субъекта с объектом. Поэтому знание человеком самого себя не может быть ни исчерпывающим, ни свободным от оценочных характеристик и противоречий. Этим объясняется выделение второй составляющей "Я"-концепции.

2. Эмоционально-оценочная составляющая "Я"концепции или самооценка. Человек как личность – самооценивающее существо. Самооценка подразумевает под собой "известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам" [40, с. 49]. Самооценка – это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду [4, с. 35]. Таким образом, самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его "Я". Потому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

Можно выделить несколько источников формирования самооценки, которые меняют вес значимости на разных этапах становления личности:

– оценка других людей;

– круг значимых других или референтная группа;

– актуальное сравнение с другими;

– сравнение реального и идеального "Я";

– измерение результатов своей деятельности.

Самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство.

3. Поведенческая составляющая "Я" – концепции заключается в потенциальной поведенческой реакции, то есть конкретных действиях, которые могут быть вызваны образом "Я" и самооценкой. Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность "Я" –концепции заключается в том, что, как в комплексе установок, объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я являются очень сильны и устойчивы, что оказывает очень сильное влияние на деятельность человека, его поведение, взаимоотношения с окружающими.

Выделив три основные составляющие "Я" – концепции не следует забывать о том, что образ "Я" и самооценка поддаются лишь условному концептуальному различению, поскольку в психологическом плане они неразрывно связаны. Образ и оценка своего "Я" предрасполагают к определенному поведению; потому глобальную "Я" – концепцию мы рассматриваем как совокупность установок человека, направленных на самого себя. Однако эти установки могут иметь различные ракурсы, или модальности.

Обычно выделяют по крайней мере три основные модальности самоустановок (см. рисунок):

а) реальное "Я" – установки, связанные с тем, как человек воспринимает свои актуальные способности, роли, актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он есть в настоящем времени;

б) зеркальное "Я" – установки, связанные с представлениями человека о том, как его видят другие. Зеркальное "Я" выполняет важную функцию самокоррекции притязаний человека и его представлений о себе. Этот механизм обратной связи помогает удерживать "Я" – реальное в адекватных пределах и оставаться открытым новому опыту через взаимообратный диалог с другими и с самим собой;

в) идеальное "Я" – установки, связанные с представлением человека о том, каким он хотел бы стать. Идеальное "Я" формируется как некоторая совокупность качеств и характеристик, которые человек хотел бы видеть у себя, или ролей, которые он хотел бы исполнять. Причем идеальные элементы своего "Я" личность формирует по тем же основным аспектам, что и в структуре "Я" – реального. Идеальный образ складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния и устремления человека. Эти представления бывают оторванными от реальности. Противоречие между реальным и идеальным "Я" составляет одно из важнейших условий саморазвития личности.

Кроме трех основных модальностей установок, предложенных Р. Бернсом, многие авторы выделяют еще одну, которая играет особую роль:

г) конструктивное "Я" ("Я" в будущем). Именно ему свойственна обращенность в будущее и построение проективной модели "Я". Конструктивное "Я", в отличие от идеального "Я", пронизано действенными мотивами, более соответствующими признаку "стремлюсь". В "Я" – конструктивное трансформируются те элементы, которые личность принимает и ставит для себя как достижимую реальность.

Необходимо отметить, что любой из образов "Я" имеет сложное, неоднозначное по своему строению происхождение, состоящее из трех аспектов отношения: физическое, эмоциональное, умственное и социальное "Я".

Таким образом, "Я" – концепция представляет собой совокупность представлений человека о самом себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого ее можно рассматривать как свойственный каждому человеку набор установок, направленных на самого себя. "Я" – концепция образует важный компонент самосознания человека, она соучаствует в процессах саморегуляции и самоорганизации личности, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий человека.

 

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!